Смогут ли владельцы тяжеловозов найти выход из законодательного тупика?

Цель нашей компании - стать надежным звеном между покупателем и продавцом в цепочке поставок и перевозке ТМЦ.

17 Августа 2017

Перевозчики уже не один год спорят с федеральными властями по поводу ужесточения законодательства, ограничивающего максимальную нагрузку на ось грузового автомобиля. Представители бизнеса отмечают, что соблюсти актуальные требования законодательства крайне сложно, а относительно небольшие погрешности в весе содержимого кузова способны привести к огромным штрафам. Власти же напоминают о необходимости сохранения дорог федерального значения, которые просто не выдерживают интенсивного грузового трафика. Реально ли достичь компромисса по данному вопросу?

Плавающие нагрузки

2,5 года назад на федеральном уровне была принята безусловная ответственность грузоотправителя за нарушения предельно допустимых весовых норм. По этой причине со штрафами столкнулось сразу большое количество крупных и средних предприятий. Руководители бизнеса отмечают, что продукты питания, сыпучие и другие инертные грузы особенно сложны для транспортировки без нарушения строгих законодательных норм по нескольким причинам:

  • расхождение норм – требования к эксплуатации дорог класса «1А» позволяют давать нагрузку 11,5 т на ведущую ось 20-тонного авто, а принятые законы – нет;
  • безопасность против требований – 11,5 т превышают официальную норму, хотя производители грузовиков рекомендуют этот вес для надежного сцепления с дорожным полотном зимой;
  • плавающая нагрузка – из-за ускорения и торможения транспорта распределение груза (который невозможно закрепить) по осям меняется, что приводит к штрафам;
  • порча товара – для соблюдения требований кузов приходится грузить не до конца, поэтому при торможении часть товара может быть безвозвратно испорчена, что приводит к убыткам;
  • разница в показаниях – по пути следования приборы показывают разные значения, а сослаться на предыдущее взвешивание невозможно;
  • малое допустимое отклонение – максимальная разрешенная перегрузка оси составляет 2%, вписаться в которые крайне сложно;
  • высокие штрафы – при выявлении нарушения юридическое или физическое лицо, частный предприниматель рискуют получить квитанцию на суму до 500 тысяч рублей.

Кто будет контролировать?

Управление автоматизированными средствами контроля планировалось передать компании, которая занимается обслуживанием системы «Платон». Но федеральные власти решили, что эту следует функцию оставить за государством, чтобы не вызывать лишнего недовольства грузоперевозчиков. Сегодня контрольная система остается на стадии тестирования, но будет развиваться, поскольку факты критического перегруза авто регистрируются очень часто. Такая практика приводит к разрушению мостовых конструкций, межсезонному раскатыванию грунтовых и щебеночных путей, образованию колеи на асфальтированных дорогах.

Варианты решения проблемы

Добропорядочные перевозчики не отрицают необходимость контроля, но предлагают ряд смягчающих мер:

  • снижение штрафов в 2 раза;
  • увеличение возможной погрешности по осевым нагрузкам;
  • применение не только стационарных, но и динамических весов;
  • установка единого сертифицированного стандарта взвешивания;
  • увеличение допустимой нагрузки на ведущую ось.

Эти требования пока не находят поддержки в соответствующих государственных инстанциях, но представители торгово-промышленной палаты Алтая продолжают настаивать на проведении динамических испытаний. Они должны послужить доказательством необходимости учитывать законы физики, которые действуют на движущийся грузовик. Это позволит подать властям обоснованное требование об изменении нормативов.