Северная Осетия не увидела обещанных «Платоном» денег

Цель нашей компании - стать надежным звеном между покупателем и продавцом в цепочке поставок и перевозке ТМЦ.

23 Августа 2017

Система сбора средств «Платон» стала одним из самых спорных нововведений 2015 года. Буквально с первых дней работы она вызвала бурю протестов по всей стране. Одним из самых активных в этом плане стал регион Северной Осетии. А ключевой причиной забастовок против «Платона» были отсылки на его неэффективность – по убеждению дальнобойщиков, эти деньги никогда не «лягут» в ровное полотно дорог северокавказского региона.

Сомнения должны быть развеяны после первого отчета о работе системы. Официальные данные, опубликованные 30 июля (впервые с момента запуска), впечатляют. Согласно документу, из 30 миллиардов собранных рублей 628 миллионов пошли на ремонт дорог Северного Кавказа:

  • 325 миллионов вложено в восстановление моста через Терек на трассе Ищерская – Грозный (Чечня);
  • 168 миллионов получила Карачаево-Черкессия для постройки моста через Малый Зеленчук в Хабезском районе;
  • 135 миллионов рублей направлено на строительство автомагистрали через реку Белая в Краснодарском крае.

Сомнений все больше…

Значительно меньшие, но все же немалые суммы, согласно отчету, направлены в Краснодар (407 миллионов рублей), Ставропольский край (138 миллионов) и северокавказские республики. Уже на этом пункте возникают вопросы.

  1. В дорожной карте «Платона» перечисленные отчисления проходят как компенсация транспортного налога. Хотя по Распоряжению правительства № 2646-р те же суммы запланированы как межбюджетные трансферты – финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему (в данном случае – федерального региональному).
  2. Суммы для Краснодара и Ставрополя в десятки раз выше, чем для республиканских бюджетов. Так, согласно отчету, в Адыгею было направлено 25 миллионов рублей, Карачаево-Черкессию и Дагестан – по 18 миллионов, Чечня получила 12 миллионов, Кабардино-Балкария – 8, а Ингушетии компенсировали всего 2 миллиона рублей. Есть в списке и Северная Осетия, которая, согласно итогам работы системы «Платон» должна была получить компенсацию (или трансферт?) в размере 14 миллионов рублей.

Да, сумму и описание финансовой помощи, предназначенной для реконструкции и обслуживания дорожного хозяйства, можно было оставить в стороне. Но при ближайшем рассмотрении ситуация стала еще более запутанной.

Куда могли поступить средства, собранные системой «Платон»?

Одно из местных изданий «Кавказ.Реалии» направило группу, чтобы выяснить, куда, когда и в каком размере де-факто поступали деньги. Оказалось, что ни в одной из дорожных служб Северной Осетии о 14 миллионах рублей на строительство/реконструкцию дорог никто не слышал.

Согласно регламенту, отвечать за получение этих денег может и должна одна из трех служб (других, занятых дорожной инфраструктурой, в Республике нет):

  • Министерство промышленности и транспорта. Здесь заявили, что перечислениями от «Платона» ведомство не занимается, потому и получать денег из сборов не могло.
  • Комитет дорожного хозяйства. Деньгами из «Платона» в комитете не занимаются.
  • Региональное представительство Росавтодора – Упрдор «Кавказ». Это федеральная служба, она и заведует перечислениями от «Платона». Но здесь «расследование» зашло в тупик: служба уполномочена получать и распределять средства, собранные системой, но в 2016 году (вопреки данным официального отчета) никаких 14 миллионов в Упрдор не поступало.

Где деньги?

Согласно разъяснениям того же Упрдора, но в Пятигорске, в Северную Осетию дополнительно направлены 14 миллионов рублей. Это компенсация за де-факто дважды уплаченный перевозчиками транспортный сбор. Но адресату средства не поступали. Их судьба никому не известна.

Да, как подсчитали специалисты по части профессионального ремонта дорог, 14 миллионов рублей – сумма небольшая. Это подтверждает и пример ремонта во Владикавказе – на 300 метров реставрированного полотна по улице Кольцова было потрачено 9+ миллионов рублей. Пропавших денег могло бы хватить не более чем на 500–600 метров. Но сам факт «исчезновения» (по меркам небольшой республики отнюдь не смешных денег) рождает новые вопросы касательно эффективности и смысла работы системы «Платон».

Для новой забастовки водителей данной суммы недостаточно. Но отмалчиваться представители транспортной индустрии не намерены. В конце августа прошло очередное массовое собрание протестующих. Его результаты пока неизвестны, но реакции осталось ждать недолго.